Историческая роль Петра I в становлении процесса обучения иностранным языкам в России

p1_0_0_0_0.JPGДо реформ Петра I систематического обучения иностранным языкам не существовало, но начало XVIII в. было ознаменовано реформами в различных областях деятельности. К XVIII в. международное значение России значительно возросло и укрепилось. Правительство Петра I осуществляло реформы в области науки и техники, культуры и образования.

Экономические и политические преобразования в стране вызвали огром­ную потребность в специально подготовленных людях. Государственные учреждения, армия, флот, промышленность, торговля нуждались в большом числе специалистов: офицерах, моряках, артиллеристах, инженерах, врачах, государственных служащих, ученых, учителях.

Появилась потребность в людях, знающих «живые» иностранные языки: голландский, английский, немецкий, французский. В связи с этим и был осуществлен ряд важных просветительских реформ.
 

Перелом во взглядах на изучение иностранных языков
 

Именно в XVIII в произошел резкий перелом во взглядах на иностранные языки, суть которого прекрасно выразил один из виднейших деятелей Петровской эпохи — Фео­фан Прокопович.  С горделивым пафосом он указывал, что «хотя прежде сего кроме российского языка книг читания и письма никто из российского народа не умел, и, боле, то в зазор, нежели за искусство почитано, но ныне видим и самого его величество немецким языком глаголющего, и несколько тысящей подданных его российского народа, мужеска и женска полу, искусных разных европейских языков, якоже латинского, греческого, французского, немецкого, итальянского, английского и голландского, и такого притом обхождения, что непостыдно могут равняться со всеми другими европейскими народами...».

Еще в начале своей деятельности Петр I командирует несколько групп молодежи за границу для обучения кораблестроению и мореходному делу. Первые две группы в количестве 50 человек были направлены в 1697 г. в Гол­ландию, Англию и Италию. В этом же году он в составе «великого посольства» сам уехал за границу учиться кораблестроению.

Практика посылки молодых людей за границу для обучения и совершенствования в науках продолжалась и в последующие годы. Так, в 1716 г. было командировано для обучения за гра­ницу 30 юношей, в числе которых находились будущий историк В. Н. Татищев и известный своими мемуарными записками И. И. Неплюев. Они побывали в Голландии, Италии, Испании, где изучали иностранные языки, военное и морское дело, математику, обучались фехтованию и танцам.
 

Первые русские государственные светские школы
 

schkola_0_0.JPGОсновное внимание в этот период обращалось на организацию русских государ­ственных светских школ, в которых бы готовились все нужные государству специалисты. По указу Петра I открывается Школа математических и навигацких наук (1701). Душой школы был один из образованнейших людей своего времени, выдающийся русский математик Леонтий Филиппович Магницкий, который с большим успехом вел преподавание математических предметов.

Он же ведал и всей учебно-воспитательной работой школы. Магницкий при­держивался прогрессивных педагогических взглядов, был знаком с произведениями Я. А. Коменского. На основе прогрессивных педагогических идей и методических принципов он написал замечательный учебник «Арифметика, сиречь наука числительная».

По времени возникновения Школа математических и навигацких наук была первой и самой крупной реальной школой в Европе. Ее воспитанники стали организаторами и первыми учителями многих новых школ, создаваемых в стране. За ней последовала Артиллерийская школа (1701), в 1712 г. учреждаются Академии с преподаванием не только латинского и греческого, но и английского, немецкого и французского языков, затем Морская академия (1715), Петербургская медицинская школа (1717)и др. В них в первой половине XVIII в. изучались голландский и немецкий языки.

Позже было введено преподавание живых иностранных языков в гимназиях, городских училищах и в различных закрытых учебных заведениях.

Интересно, что по указанию Петра I были созданы школы для изучения восточных языков. Выбор иностранного языка для изучения определялся его практическим значением: во многих городских училищах изучали языки соседних стран. Например, в Иркутской губернии преподавали китайский язык, в южных губерниях — греческий, в восточных — арабский.

 

Обратите внимание! Курсы английского языка на нашем сайте:

Правительство Петра I проводило многочисленные просветительские реформы при самом активном и деятельном участии самого царя, в результате которых организовывались светские государственные учебные заведения. Образование, в том числе изучение иностранных языков, в XVIII в. становится предметом внимания и забот государства.

Необходимо отметить, что именно Петру I мы обязаны первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим — астрономии, фортификации и др. Благодаря первому императору в России возникла система профессио­нального образования.

Федорова О.Н., канд. пед. наук, доцент, директор Ассоциации языковых школ

 

Отправить вопрос с сайта

Нажимая на кнопку отправить, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.