История начала обучения иностранным языкам в России

obrazovanie na pusi_0.JPGНачало изучения иностранных языков  восходит к тем далеким временам, когда праязык стал распадаться на отдельные наречия и возникла необходимость в людях, знающих несколько языков и способных выступать переводчиками.

Среди клинописных шумерских текстов, написанных за три тысячи лет до нашей эры и выполнявших роль учебников, находят двуязычные словники, явно предназначенные для изучения других языков.

Преподавание иностранных языков (древних и новых) в нашей стране насчитывает более тысячелетия. Данная система обучения развивалась вместе с ходом истории, соответствовала уровню востребованности граждан, владеющих иностранными языками.


Началом российской системы образования принято считать первую половину XI столетия. В этот период была известна киевская дворцовая школа, основанная при князе Владимире, а также новгородская школа Ярослава Мудрого, открытая в 1030 году.

В этих учреждениях преподавали те же предметы, что и в европейских школах, «семь свободных искусств», так называемый «тривиум»: диалектику, риторику, грамматику и «квадривиум»: астрономию, музыку, геометрию и арифметику.

Существовали также особые школы, где ученикам преподавали грамоту и иностранные языки. Большим событием стало открытие первого женского училища в Киеве в 1086 году. По образцу киевской и новгородской школ стали открываться учебные заведения при монастырях: в Суздале, Чернигове, Переяславле. В этот исторический период монастыри не только открывали школы, но и служили центрами культуры. Здесь переписывали рукописные источники, переводили книги византийских и других авторов древних времен.

Система образования на Руси
 

pervye knigi_0.JPGСистема образования на Руси XI столетия формировалась постепенно, характерной чертой этого процесса стал небывалый интерес к рукописным книгам. Даже грамоту и письмо учащиеся осваивали по текстам евангелия и псалтыри.

Основным направлением, где требовалось знание иностранных языков в этот период, был перевод священных книг. Монастыри стали центрами по изучению заграничных наречий. Изучали прежде всего греческий язык, который стал отправной точкой для русской письменности, когда (предположительно в IX веке) Кирилл и Мефодий, «первоучителя славянские», сформировали первую славянскую азбуку – кириллицу. При этом к 24 греческим буквам добавили еще 19 символов, обозначающих специфические славянские фонемы. Долгие века православные славяне пользовались кириллицей, и в наше время она сохранилась как действующий русский алфавит с небольшими изменениями.

Вторая половина XVII века ознаменовалась расцветом книгопечатания, один только Печатный двор издал более 300000 букварей и примерно 150000 церковных учебников, для той эпохи это огромные числа. И книги были доступны для различных категорий населения, к примеру, букварь можно было купить за одну копейку.
По мере развития Российского государства становились активнее дипломатические и коммерческие связи России и других стран (Германии, Австрии, Англии, стран Востока). Поэтому выросла необходимость привлекать на службу сотрудников, владеющих иностранными языками.
 

Первые учебные заведения в России
 

В XVI веке открылся Посольский приказ, который курировал отношения с представителями иностранных государств. Здесь же стали действовать первые светские школы, где ученикам преподавали иностранные языки. В этот же период состоятельные граждане стали отправлять своих детей за границу для получения образования.
Известным центром изучения латинского и греческого языков в XVI-XVII веках стала Славяно-греко-латинская академия в Москве. Учреждение отличалось внесословным характером. Без учета учеников подготовительного класса здесь получали образование 76 учащихся, среди которых были князья и монахи, священники и спальники, стольники и дьяконы, москвичи «всякого чина», даже челядинцы (слуги) и сын конюха.

В середине XVII века в Москве появились школы, организованные как европейские учебные заведения, в которых можно было получить как светское образование, так и богословское. Данный период ознаменовался существенными переменами в методиках преподавания: педагоги отказались от буквослагательного способа обучения грамоте и начали использовать звуковой метод. Ранее числа обозначали буквами кириллицы, теперь стали пользоваться арабскими цифрами. В букварях появились связные тексты, для учащихся стали издавать так называемые «азбуковники» – толковые словари.

Обратите внимание! Курсы английского языка на нашем сайте:

С развитием государства возрастает и интерес к изучению иностранных языков. XVII век и первая четверть XVIII столетия – это период, когда в Москве появляются первые иноверческие учебные заведения (лютеранские и католические). Здесь детям иностранцев и русским юношам преподают греческий язык, латынь, а также современный для них немецкий. При этом, специалисты подчеркивают, что еще в допетровскую эпоху в России не существовало обучение иностранным языкам как система. Изучение заграничных наречий до Петра I было редким явлением. Людей, знающих какой-либо иностранный язык, было очень мало, а стремление выучить его казалось подозрительным. Невосприимчивое к новому население опасалось, что вместе с чуждой речью в головы москвичей проникнет лютеранская либо католическая «ересь».

В начале XVIII века в Российском государстве прошли ряд важных реформ в различных сферах культурной и общественной жизни, в результате которых возрастала роль светского мировоззрения, отразившегося на интенсивных преобразовательных процессах. Укрепилось международное значение России, которая подошла к настоящему периоду Просвещения.

Федорова О.Н., канд. пед. наук, доцент, директор Ассоциации языковых школ

Отправить вопрос с сайта

Нажимая на кнопку отправить, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.