Мы часто слышим от поступающих в нашу языковую школу: «Я понимаю, а сказать не могу». «Заграницей чувствую себя немым». «У меня барьер общения с иностранцами».
Для начала давайте разберемся в определении самого понятия «языковой барьер». Если открыть любой толковый словарь, то там вы сможете увидеть такое определение — языковой барьер — это невозможность общения из-за незнания чужого языка. Но, как показывает практика, именно те люди, которые хорошо знают язык с точки зрения грамматики или лексики, жалуются, что по факту сказать они ничего-то и не могут. Просто знать язык не достаточно.
Язык — это всего лишь система знаний о речи. Любые полученные языковые знания начнут работать, только тогда, когда окажутся в зоне практического употребления. Что касается языка, это значит, чтобы заговорить, нужно говорить. Вот такой вот парадокс. И вот здесь существует риск столкнуться с главной причиной возникновения языкового барьера — неуверенностью.
Неуверенность может быть разной: во внешнем виде, в статусе, в правильности и грамотности высказывания, в том, насколько вас понимает собеседник. Это может быть просто особенность характера человека. В моей практике был такой случай, студент не мог активно поддерживать беседу на английском языке, до тех пор, пока не возьмёт в руки ручку. Как он сам объяснял, с ней он чувствовал себя УВЕРЕННЕЕ. Этакий спасательный круг.
Сейчас есть много методик и психологических приёмов, которые позволят повысить уверенность в себе и, как следствие, во всех своих действиях. Совсем недавно на одном из форумов познакомилась с так называемой техникой «Окно». Нужно представить, что вы сидите в очень уютной комнатке, так называемой зоне комфорта. В этой комнатке вы можете беспрепятственно общаться на любые темы, как на родном, так и на иностранном языке. А еще у вас есть окно, в которое периодически могут стучаться разные собеседники, желающие с вами поговорить и обсудить насущные проблемы. Нужно открыть окно и поговорить с этим собеседником. И собеседник всегда один. Такая техника подходит тем, у кого сам факт общения, неважно, на каком языке, вызывает чувство дискомфорта.
Но бывает ситуация, когда нужно что-то сказать на иностранном языке, а подходящее слово или фраза никак не идут на ум. В этом случае, нужно работать над расширением словарного запаса. И сделать это можно, в прямом смысле, играючи.
Например, всем известная игра «Снежный ком», когда участники по кругу называют по одному слову (желательно каждый круг посвящать одной теме), задача следующего участника — повторить все предыдущие слова в том же порядке и ничего не забыть. Если нужно закрепить порядок слов в предложении, сыграйте в игру “Onesentencestory”. Задача играющих — составить историю при условии, что говорить можно только одно предложение, т.е. первый игрок говорит: “ItwasinGreece”. Задача второго игрока сказать предложение, которое продолжит историю, например, “Theweatherwasfine” т.д. по очереди.
Можно играть одному, а если есть компания, то можно вообще превратить такую игру в прекрасный повод для встречи в пятницу.
Обратите внимание! Курсы английского языка для взрослых на нашем сайте:
Читайте! Читайте много, вслух и с интонацией, как будто вы хотите донести до собеседника что-то очень важное, тексты выбирайте вашего уровня, иначе вам придётся отвлекаться на поиски незнакомых слов, и вы будете терять темп и ритм. Привыкните к себе, говорящему на английском, а для этого вы должны себя слышать. Слушайте тексты, смотрите фильмы, одним словом, погружайтесь в иностранный язык, настолько, насколько это возможно. Ваша задача — научиться понимать общий смысл, не переводя каждое слово. Высший пилотаж — это когда вы без труда начинаете думать на английском.
Преподаватели нашего центра советуют общаться с носителями языка. Безусловно, это очень хорошая языковая практика. Но стоит сделать оговорку, при общении с носителем языка должны соблюдаться некоторые условия. Носитель должен вас исправлять, но делать это ненавязчиво и без лишних грамматических комментариев. И такое общение требует наличия у вас некоторого уровня английского, как минимум B1. Можно предупредить носителя, что ваша цель — снять языковой барьер, дабы избежать неловкости. Если представится возможность, пообщайтесь с детьми-носителями. Когда-то один преподаватель мне сказал, если ты понимаешь ребёнка-иностранца, значит, ты знаешь язык. Это действительно так.
Напоследок хотелось бы поделиться еще одним наблюдением из педагогической практики Ассоциации языковых школ. Очень важен настрой и желание, с которым вы приступаете к изучению иностранного языка. Пока у вас есть сильное желание научиться говорить, вы будете делать все возможное, чтобы этого добиться. У вас в голове должна быть положительная установка и стремление к высокому результату. Поверьте моему опыту, любой может говорить на иностранном языке, главное очень этого захотеть.
Мензуренко Александра
методист Ассоциации языковых школ