Blended learning — смешанная форма обучения

смешанное обучение blended learningПрошло 30 лет, как впервые заговорили о "blended learning". В 80-х годах прошлого века сотрудникам компании Boeing повышали уровень квалификации не отрывая от рабочего процесса с помощью обучающих аудио- и видеозаписей. Идея понравилась многим бизнес-школам, у слушателей которых плотный рабочий график и нет возможности регулярно посещать занятия. Многим уже казалось, что новые технические возможности окончательно вытеснят привычные формы обучения. Однако, несмотря на интерес к их использованию, традиционное (очное) обучение оказалось вполне жизнеспособным. Педагоги и ученики высоко ценят возможность живого непосредственного общения. Так появилось понятие смешанного обучения.

Какие формы blended learning существуют?

Самые стремительные темпы развития новая образовательная форма получила на территории Северной Америки. В 2000 г. технологии blended learning были доступны лишь для 45 000 учащихся, а через 9 лет их стало уже около 3-х миллионов. В течение ближайших 3-х лет США планируют перевести в режим blended learning 50% всех школьных занятий.

6 моделей blended learning

1. Facade-top-face Driver

Учитель объясняет новую тему на занятиях очно. А электронные устройства ученики применяют только для закрепления полученных знаний заочно.

2. Online Driver

Ученик работает на вебинарах, выполняет онлайн-задания, сдаёт тесты, осваивая предмет удалённо.
При необходимости встречается с педагогом очно и получает консультации по сложным для него вопросам.

3. Flex model

Основную часть учебного курса получают в режиме онлайн. Учитель в качестве координатора отмечает наиболее трудные параграфы и в дальнейшем отрабатывает их на очных уроках с группой, либо индивидуально с каждым.

4. Rotation model

Очные и онлайн-уроки идут по очереди: сначала ученики осваивают программу с использованием интернета. После этого – совместно с педагогом, очно.

5. Self-blend 

Слушатели изучают учебный материал в обычном режиме. Но по наиболее интересным для учеников предметам проводятся дополнительные онлайн-уроки.

6. Online Lab

Учащиеся проводят экспериментальную работу и выполняют задания с помощью различных программ на тех или иных веб-сайтах, но находятся при этом в помещении школы рядом с учителями.

Перечисленные модели редко применяют в неизменённом виде. Как правило, элементы данных методик опять смешивают. К примеру, Flex и Face-to-Face, когда ученики сначала сами работают с материалами в интернете, а сложные вопросы разбирают с преподавателем позже.

 

В чём особенность blended learning?

Несмотря на большой интерес к использованию новых технических возможностей при изучении иностранных языков, электронные формы обучения не смогли полностью заменить традиционные модели. Учёба онлайн не даёт такой степени развития коммуникативных навыков, которую дают привычные модели очного образования. Таким образом, blended learning, или смешанная форма обучения, стала быстро развиваться в Европе и США. Проводя занятия в данном формате, преподаватель использует и традиционные методы очного образования, и дистанционные онлайн-методики.
Blend — по-английски означает «смешивать», термин идеально передаёт основной смысл этой формы обучения. Ученики получают новые знания, находясь рядом с учителем  в живом общении, и удалённо, используя современные информационные технологии.
Blend learning — нетрадиционные уроки, так как часть учебного материала студент изучает дома у компьютера с той скоростью, которая для него удобна. И это не есть дистанционное образование, при котором учащиеся почти не получают помощи от преподавателя и приходят в школу исключительно для прохождения аттестаций.
Понятие blended learning стало особенно популярным в 2005 году после выхода книги Бонка и Грэхема об этой форме обучения. Специалисты употребляют и другие термины — гибридная форма обучения, или комбинированная. При этом лишь слегка смещаются акценты, смысл остаётся неизменным. Смешанная форма образования — это новая методика традиционного и электронного обучающего процесса, который взял всё самое эффективное от этих двух основных методов.

Каковы преимущества смешанного образования?

  • Образовательный процесс более гибкий
    В учебном процессе могут участвовать практически неограниченное число преподавателей и учеников. Учителя имеют возможность проводить уроки даже из другого государства. Найти электронный учебный материал можно, находясь в любом городе и в любое удобное время.

  • Открытость обучающего процесса
    При сдаче экзаменов компьютеру сложнее списывать или встретиться с предвзятым отношением. Новые коммуникационные технологии дают возможность преподавателям и учащимся общаться и обсуждать сложные темы.

  • Индивидуальный подход для педагога
    Педагоги имеют возможность менять темпы и объёмы освоения знаний соответственно личностным особенностям учеников. Смешивание элементов разных моделей blended learning позволяет учащимся развивать свои компетенции  в той области, которая им интересна.

  • Индивидуальный подход для ученика
    Учащиеся получают навык наиболее плодотворно расходовать своё время, обучаются планированию своей работы. Без этих навыков обучение по моделям blended learning успеха не принесёт

  • Повышение мотивации
     
    Сегодня большинство молодых людей увлекается мобильными гаджетами и различными специальными программами. Для современной молодёжи необходимо, чтобы занятия были интерактивными и интересными, они участвуют в различных вебинарах, дискутируют на тематических форумах, постоянно изучают новые программы.

  • Результативность смешанного обучения
     Согласно проведенным опросам, больше 60% европейских учёных уверены, что смешанное обучение более результативно, чем обычное. Эту уверенность подтверждает прочитанный вами перечень преимуществ blended learning.

Вернуться на страницу курса английского для взрослых

Отправить вопрос с сайта

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.